Как стать группой поддержки своему ребенку?

image001Удачный выбор профессии… Можно ли его осуществить, от кого это зависит и как заранее определить, что выбор сделан правильно? Парадокс состоит в том, что гораздо легче выявить, когда выбор делается ошибочно, нежели понять, что этот выбор сделан верно. В выборе профессии пересекаются три линии: способности человека, его намерения, желания и спрос на профессию. Отсюда и формула удачного выбора: способности и желания совпадают с потребностями рынка труда. Однако простота этой формулы — всего лишь внешний эффект. Человек меняется, обновляется рынок труда и образования — как успеть за всеми этими изменениями? Фактор времени становится главным противником профориентационной работы. Задача взрослеющего человека — сделать время своим союзником в выборе жизненного пути.

Современный ритм жизни настолько стремителен, а возможностей появилось так много, что сегодня важно задаваться не только вопросом: «Как выбирать профессию?», но и «Когда выбирать профессию?» Зачастую к профконсультанту обращаются родители учащихся 11-х классов или сами выпускники с просьбой помочь им самоопределиться в жизни. Разумеется, задуматься над выбором пути в жизни никогда не поздно, но лучше это сделать вовремя. Нельзя определить для всех людей единый возрастной стандарт для старта самоопределения. Однако жизнь вынуждает задумываться о профессии и путях ее достижения раньше, чем это было принято делать 10—15 лет назад. Возможности, появившиеся в отечественном образовании в настоящее время, станут вашими возможностями, если вы и ребенок начнете планировать; свою карьеру и реализовывать свой план с 8—9 класса.

Самые популярные специальности включаются в программы такого количества учебных заведений, что среди этого многообразия можно найти свой путь. Главное — обладать информацией и принимать нужное решение вовремя. В Москве появляются профориентационные службы нового поколения, которые совмещают психологическое консультирование с подбором учебного заведения и разработкой путей поступления. Обращение к профессионалам становится еще одним ресурсом для родителей, искренне желающих помочь своему ребенку.

Помогая ребенку выбрать профессию, вы решаете сразу несколько задач, которые в сегодняшнем мире составляют основу деятельности профессионалов. И в первую очередь становитесь детским психологом: вы раскрываете способности, мотивы, оцениваете соотношение между ними. Период выбора профессии часто оказывается решающим для дальнейшего развития детско-родительских отношений. Именно тогда закладывается основа сохранения эмоциональной близости при становлении самостоятельности ребенка.

Пять шагов психологической поддержки вашего взрослеющего ребенка

  1. В первую очередь найдите «золотую середину» между инициативой ребенка и вашим активным участием. Крайние позиции: «Пусть все решает сам» и «Что он без меня решит?» — в конечном счете приведут к отчуждению между вами. Оценивайте способность вашего ребенка быть ответственным и самостоятельным, различая, что он уже может, а чему еще только учится. «Золотую середину» в выборе профессии особенно трудно найти тогда, когда ваш подрастающий ребенок очень активен, имеет много интересов или, наоборот, избегает ситуаций самостоятельного выбора.
  2. Важно выяснить, чем руководствуется ребенок, выбирая профессию, какие ее стороны его особенно привлекают. Престижность, возможность добиться успеха и славы, высокие заработки, стремление быть похожим на кого-то из своего окружения, любопытство… Сам по себе мотив выбора профессии не может быть верным или нет, гораздо важнее выяснить, не испытывает ли ребенок внутреннего конфликта мотивов, не стремится ли к взаимоисключающим целям.

 

Так, 14-летняя Аля, обладающая значительной художественной одаренностью, хотела много зарабатывать и считала, что ей придется принести свои способности в жертву необходимости иметь деньги. Эта дилемма так мучила девочку, что она забросила учебу в художественной школе. Вместе с психологом и родителями Аля сумела разобраться в том, что для нее важнее и прийти к выводу: условием ее материального успеха будет интересная работа.

 

  1. Искреннее желание человека обладает столь большой силой, что если ваш ребенок выбирает профессию, на которую сейчас у него пока нет внутренних ресурсов, — ваш долг помочь ребенку реализовать пока еще скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.
  2. Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессии. В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе гораздо реалистичнее. Не так часто в практике профконсультанта встречаются старшеклассники, которые понимают, что любая профессия имеет объективные минусы. Вот лишь краткий перечень таких трудностей:
    — сложности с трудоустройством;

— длительное время профессиональной подготовки;

— трудности в согласовании профессиональных и личных планов;
— сложности в оценке результатов труда (важно ли для вашего ребенка сделать что-либо и полюбоваться результатами своего труда, или он может работать на будущее);

— профессиональные риски для здоровья, как физического, так и психологического.

Готов ли ваш ребенок примириться с теневой стороной профессии, искать пути компенсации таких трудностей?

 

Лиза обратилась за помощью к профконсультанту уже будучи студенткой 3-го курса факультета иностранных языков. «Куда я устроюсь через два года после окончания?» — спрашивала она, насмотревшись на трудности студентов выпускных курсов. Когда Лиза обдумывала свое будущее, факультет иностранных языков казался ей престижным местом учебы, с множеством возможностей для стажировки за рубежом. Отрицательные моменты такого образования не приходили тогда в голову — ведь главным было поступить в желанный вуз. Тем тяжелее было потом осознавать, что затраченные на поступление силы еще не гарантируют безболезненного трудоустройства. Лиза сумела наметить план своей карьеры: дополнительное образование в области делопроизводства, информационных технологий, поиск работы переводчиком в организацию, которая занималась бы распространением программных продуктов. Этот случай ясно показывает, что ближайшие цели: хорошо закончить школу, поступить в вуз, хорошо учиться в нем, нередко заслоняют от человека необходимость планировать на перспективу.

 

  1. Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным — пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, чтобы ребенок продумал сделанный им выбор во времени. При случае задайте ему вопросы: «Как ты думаешь, а как тебе будет лучше готовиться к поступлению? Пойти на курсы, найти школу или колледж при вузе?», «А с какого курса ты сможешь устроиться на работу, ведь сегодня это одно из первых условий при приеме на работу? Сможешь ли ты совмещать учебу и работу?», «Как профессиональные планы впишутся в твою личную жизнь?»
    Постарайтесь задавать вопросы в нужный момент, когда ваш ребенок будет готов к обсуждению. Обсуждение планов — это не критика выбора вашего ребенка, поэтому поддерживайте все варианты ответа, а если вы думаете, что знаете лучший ответ, предложите ребенку оценить оба варианта. План карьеры не должен быть жестким предписанием к действию, главное в нем — гибкость, чтобы человек был готов как к неожиданным неприятностям, так и удачам. Способность планировать напрямую зависит от готовности подростка взять ответственность на себя.

Ситуация планирования своего будущего — хороший шанс начать задумываться о том, что можно изменить, а к чему стоит менять свое отношение.

Дорогие родители, помните, что какой бы жестокой не становилась жизнь, нельзя относиться к выбору профессии как к работе сапера, лишая ребенка права на ошибку. Конечно, этот совет особенно хорош, если ваше чадо начинает задумываться об этом задолго до необходимости принимать решение. Но задача взрослых научить ребенка принимать решения в этой сфере, ведь современная жизнь так стремительна, что выбирать профессию и образование придется не раз!